вторник, 30 июня 2015 г.

Группы Александра Глаза


Цитирую статью:

Краткая история создания Александром Глазом групп контакта, а также особенности и характер их деятельности, даны по материалам книги Владимира Николаевича Зорева, который гарантирует реальность событий описанных в книге "За окраиной мира, бытия и сознания" (34). Также использованы материалы форума группы – "Сфера Разума" на сентябрь 2008 и из SfereWiki на 17 октябрь 2009.

Стив Джобс

Когда ты молод и смотришь телевизор, то думаешь, что телекомпании сговорились и хотят сделать людей тупыми. Но потом ты взрослеешь и приходит понимание: люди сами этого хотят. И это гораздо более пугающая мысль. Заговор это не страшно. Ты можешь пристрелить ублюдков, начать революцию! Но нет никакого заговора, телекомпании просто удовлетворяют спрос. К сожалению, это правда. [Wired, 1996 год]

воскресенье, 28 июня 2015 г.

Сон

Сон - это очень крутое изобретение природы.

Используя сон, человек получает возможность приобрести уникальный "жизненный опыт", то есть обучаться поведению в ситуациях, которые в реальной жизни редки или фатальны, но при этом важны. Например, встреча с тигром в лесу, или убийство человека, или совершение преступления на невероятную сумму денег, или крупная ссора с близким человеком, или падение с самолёта, и тому подобные, множество их. Такие ситуации, произойди они в жизни, заканчивались бы либо физической смертью, либо огромной утратой, либо её каким-нибудь серьёзным изломом жизненного пути. Но жизненный опыт, извлекаемый из них, очень ценится. Достаточно вспомнить знакомую всем с детства поговорку: "За одного битого двух небитых дают". И тут природа делает гениальное изобретение: она прокручивает человеку, пока тот спит в безопасности в своём тёплом жилище, такой остросюжетный кинофильм, настолько реалистичный, что даже при всей нелогичности наудачу слепленного сюжета (глубинный мозг не знает понятия логики) человек ни на мгновение не усомнится в том, что всё происходящее реально. Соответственно, по качественности и ценности полученный опыт равнозначен тому, который был бы получен при этом в реальной жизни. Гениально и очень ценно. Поэтому в ходе естественного отбора остались только те люди (и не только люди), которые регулярно видят сны.

При этом также, в ходе естественного отбора, остались те, кто видят именно осмысленные и драматические сны: у кого мозг устроен таким образом, что из произошедшего с человеком днём, из его мыслей и чувств (наиболее запомнившихся и ярких) он собирает хоть и перескакивающий с места на место и полный нелогичностей, но всё-таки насыщенный эмоциональный сон. Потому что именно такой сон наиболее "питателен" для опыта.

суббота, 27 июня 2015 г.

Иллюзия всезнания

"Понять, как проявляется принцип бытия применительно к знанию, нам помогут глубокие высказывания на этот счет таких мыслителей, как Будда, иудейские пророки, Иисус, Майстер Экхарт, Зигмунд Фрейд и Карл Маркс. По их мнению, знание начинается с осознания обманчивости наших обычных чувственных восприятий в том смысле, что наше представление о физической реальности не соответствует "истинной реальности" и, главным образом, в том смысле, что большинство людей живут как бы в полусне, пребывая в неведении относительно того, что большая часть всего, что они почитают за истину или считают самоочевидным, всего лишь иллюзия, порожденная суггестивным воздействием социальной среды, в которой они живут."

Именно это я пытался один раз доказать окружающим людям - что их напыщенность и снобизм в стиле "Я всё знаю", "Это все знают", "Это очевидно", "А вы в школе это не проходили?", "Мои убеждения основаны на достоверных фактах", и тому подобное, множество их - не более чем собственноручно состряпанная иллюзия всезнания.
Это чистой воды психологическая защита: человек сам создал себе иллюзию, с которой ему комфортно жить в этом хаотичном и изменчивом мире, и сам же в неё фанатично верит.
Винить людей в этом бессмысленно - я их не виню в их фанатичном сумеречном сомнамбулизме.
Не каждому даны силы выйти за рамки среднестатистического мировосприятия.

Ещё один из вопросов, которого я иногда касаюсь вскользь в обсуждениях с другими людьми - это "свобода выбора".
Люди, убеждённые в собственной "грамотности" и "компетентности" всегда уверены и в том, что "свобода выбора" существует, и будто бы они сами выбирают, как думать, как относиться, что любить и что не любить, чем заниматься, как поступать, и т.п..
И им также бесполезно доказывать, что никакой "свободы выбора" не существует, и что всё, что в них есть - заложено в них в прямом смысле слова их окружающей средой, и фактически в них самих их самих нету, и нету в них самих почти ничего их собственного.
Опять же, это не их вина, ибо далеко не каждому человеку даны силы и способности выйти за рамки среднестатистической детерминистской биомашины.

На эту тему есть ещё один типичный "фокус из рукава": все люди, которым во время гипнотического внушения предлагалось сделать что-либо, после пробуждения будут совершать все эти действия, совершенно не осознавая, что они делают не то, что им хочется, а следуют соответствующим приказаниям, данным им ранее гипнотизером.

Иисус пытался, кстати, всех образумить и донести до всех истину.
Итог известен, получилось как обычно.
Такова природа человечества.
Но это отнюдь не означает, будто бы его старания были напрасными.
Вовсе нет!
Конечно, современная религия, подобно "испорченному телефону", лишь частично донесла смысл его учения, по пути изменив его так, чтобы религию сделать средством получения власти над людьми.
Но тем не менее, хорошие и мудрые мысли были пронесены сквозь тысячелетия, и очень сильно изменили судьбу человечества.

Далее, по тексту:

"Таким образом, подлинное знание начинается с разрушения иллюзий, с разочарования [Enttauschung]."

Другими словами, "меньше знаешь - крепче спишь", "много будешь знать - скоро состаришься", "многие знания рождают многие печали", и т.п.

"Знать -- значит проникнуть за поверхность явления до самых его корней, а следовательно, и причин; знать -- значит "видеть" действительность такой, какова она есть, без всяких прикрас. Знать не означает владеть истиной; это значит проникнуть за поверхность явлений и, сохраняя критическую позицию, стремиться активно приближаться к истине.

Эта способность творческого проникновения в глубь вещей отражена в древнееврейском слове jadoa, что означает познать и любить полно и глубоко. Будда, Просветленный, призывает людей пробудиться и освободиться от иллюзорного представления, будто обладание вещами ведет к счастью. Иудейские пророки призывают людей пробудиться от сна и осознать, что идолы, которым они поклоняются, являются их собственными творениями, что они иллюзорны. Иисус говорит: "Истина сделает вас свободными!" Майстер Экхарт неоднократно раскрывает свою концепцию знания. Рассуждая о боге, он говорит: "Знание -- это не какая-то определенная мысль; оно стремится, скорее, сорвать [все покровы] и бескорыстно и в наготе своей устремляется к Богу, пока не достигнет и не постигнет его" [Blakney, с. 243]. ("Нагота" и "нагой" -- излюбленные слова Майстера Экхарта, так же как и его современника, безымянного автора "Облака неведения".) Согласно Марксу, человек должен уничтожить иллюзии, чтобы создать такие условия, при которых иллюзии станут ненужными. Фрейдовская концепция самопознания основана на идее разрушения иллюзий ("рационализаций") в целях осознания неосознаваемой реальности. (Фрейда, последнего из философов-просветителей, можно назвать революционным мыслителем -- в смысле философии Просвещения XVIII, а не XX века.)

Всех этих мыслителей волновал вопрос спасения человечества; все они подвергали критике принятые обществом стереотипы мышления. Для них цель знания -- не достоверность "абсолютной истины", с которой человек чувствует себя в безопасности, а процесс самоутверждения человеческого разума. Незнание для тех, кто знает, равносильно знанию, поскольку и то, и другое является частью процесса познания, хотя незнание в этом случае не тождественно невежеству бездумных."

четверг, 25 июня 2015 г.

Природа человечества

Случай с солдатом, получавшем информацию о смерти других, а вот, о своей смерти информацию получить не мог: «- В нашей роте был один мужик, - рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Всеволод Т. - Как сейчас его вижу. Простой солдат. Как-то перед боем подходит он к сержанту и говорит: "Пиши письмо домой". Тот спрашивает: "Зачем? Почему?" Он не стал говорить, заметил только: "Я, мол, сказал". И ушел. Потом, как начался бой, сержанта этого убило. И так несколько раз было. Подойдет и скажет: "Пиши письмо", и, правда, суток не проходило - и нет человека. Его уже избегать стали, особенно перед атакой или наступлением. Ребята уж и так и сяк расспрашивали его, как узнаешь, мол? "Объяснить не могу, - говорит, - но доподлинно знаю. Это с детства у меня". "А о себе можешь знать?" - "Нет, о себе не могу". И, правда, о себе не узнал. А многим не нравилось это. Проходишь мимо него и не знаешь, вдруг тебе сейчас скажет: "Домой пиши". Ни к чему это. Лучше, когда не ждешь.

Так вот, затишье у нас было. И привела нелегкая зачем-то к нам младшего лейтенанта из соседнего расположения. Попался он этому мужику, тот и сказал ему, пиши, мол, домой. Младший лейтенант не понял, но ребята наши сказали ему, к чему это. Он - к себе. А ихний командир роты, чтобы покончить с этими суевериями и поднять дисциплину, тут же отправил этого лейтенанта за пополнением, дал ему командировку дней на десять. И что же? Часа не прошло, как отъехал лейтенант от передовой, шальной снаряд немецкий накрыл машину, в которой он ехал. Вернее, впереди разорвался, говорили. Так он и не доехал. И письма не написал своим, чтоб проститься-то. Ну ладно, теперь еще яснее всем стало, какая сила у него, у того мужика - то. Но и до этого поговаривали, что он, мол, на других свою смерть перекладывает, когда предсказывает. Не знаю. Только в первый же бой после случая с младшим лейтенантом самого его убитым нашли. Не немец убил, а свои - в спине пуля была. Все знали. Невмоготу, значит, стало, что такой человек среди нас был».

среда, 24 июня 2015 г.

Ограничения и деятельность

Ограничения - это необходимое условие любой деятельности.

Если не ставить никаких ограничений, то всё возможно, и поэтому не будет никакого приоритетного вектора деятельности, ведь вектор в любую сторону будет равнозначен любому другому. Всё становится интереснее, когда вы вводите в систему некоторые ограничения: тогда уже начинают выделяться возможные и приоритетные направления деятельности, и начинается сама целенаправленная деятельность.

Если художник встанет, и скажет: "хочу что-нибудь нарисовать", то он ничего не нарисует. Потому что он может нарисовать что угодно, и не сможет сделать выбор. Затем вы даёте ему ограничение: нарисовать птицу, и вот уже у него в голове начинает рождаться что-то осмысленное. Но как нарисовать птицу? Есть множество способов и техник. Вы даёте художнику ещё больше ограничений: есть одна компьютерная программа, у которой есть небольшой набор инструментов, и есть конечный набор кистей и цветов. Есть ограничение по времени: три дня. И только получив необходимый набор ограничений, художник может сконцентрировать всю эту энергию в один пучок, и направить её в единственном направлении. И так возникает человеческая деятельность.

Поэтому ограничения служат благой цели. Если бы в нашей жизни не было ограничений, и было бы всё, и мы могли бы всё, и всем было бы всегда хорошо - то мы бы совершенно точно не достигли того, что мы имеем сейчас. (Я имею ввиду положительные стороны человеческой цивилизации). Может быть, весь смысл жизни человеком на Земле - это искусственные ограничения, которые разумная сущность сама на себя наложила, чтобы приобрести ценный опыт (в настоящем смысле этого слова), недоступный ей в состоянии всезнания, всеумения и всемогущества.

О смысле ранних детей

В обществе принято неодобрительно относиться к ранней беременности. В целом, можно с этим согласиться - это безответственность, хотя на самом деле за это ответственность лежит даже не на тех глупых детях, которые делают детей, а на взрослых, которые не сумели вырастить из них умных подростков, которые думают головой.

В ранних детях есть свой жирный плюс: к тому времени, как ваши дети достигнут полового созревания и возраста бунтарей, вам будет, скажем, 35, а не 45, и вы для них будете не такими уж безнадёжными "старыми пердунами", а, может быть, если повезёт, то и вполне современными, клёвыми и прикольными "предками", с которыми можно перетереть за жизнь, и это не будет унылой безнадёжно устаревшей лекцией про морально-этические нормы общества.

Второй плюс: когда ваши дети выпустятся из университета, им будет около 23-ёх, а вам - 45, а не 55, и вы, опять же, будете не стариками, подходящими к унылому пенсионному возрасту увядания жизни, а ещё пока довольно живими и сильными родителями. На ваших детях не будет груза ответственности за вас и состояние вашего здоровья, вы ещё пока будете способны обеспечивать как себя, так и своих детей. И у них будет ещё немного лет в запасе на то, чтобы найти себя и свой путь в этой жизни. (Не будем обманываться тем, что человек "взрослеет" в 18 лет, или даже по получению диплома - всё это полный бред, и только лишь где-то по выпуску из университета ваш ребёнок начнёт сталкиваться с так называемым "реальным миром", и только тогда может осознать, что всё, что он представлял о "взрослой жизни", было бредом и не соответствовало действительности, и что теперь он хочет в жизни совершенно другого, и не готов пока заложить собственную жизнь и встать на накатанные рельсы до пенсии).

Поэтому, если хотите семью и детей, то рожайте их пораньше. А если считаете, что в текущее время для вас семья и дети - это слишком большая ответственность, и делаете выбор в пользу свободы или карьеры, то понимайте и о последствиях такого выбора. Всё имеет свою цену.

вторник, 16 июня 2015 г.

Решения и ошибки

Когда вспоминаешь прошлые события своей жизни, понимаешь, с уровня своего текущего жизненного опыта, что временами принимал не всегда правильные решения, и, время от времени, допускал ошибки. И не нужно этого стыдиться. Почти правильно говорят, что "не ошибается тот, кто ничего не делает". Почти, потому что я могу сконструировать механизм, который будет, например, забивать гвозди или пахать землю. Про него уже не скажешь, что он ничего не делает. Обычный робот делает достаточно много. Правильно будет говорить, что "не ошибается тот, кто не делает ничего нового". Ошибки — это наши лучшие учителя доселе.

В этом плане подумалось: если наши ошибки — это следствие нашей неидеальности, то что будет, когда ты разовьёшься до уровня Идеальной Сущности. Что тогда? Ты не будешь больше совершать ошибок. Значит ли это, что ты не будешь больше поддаваться чувствам, и делать всё только по логике? Но в таком случае ты превратился бы просто в машину, действующую в строгом соответствии с набором заданных правил. В таком случае ты будешь ничем не лучше робота. И в таком случае даже нельзя будет сказать, что ты живёшь.

Уже поэтому нужно выставить себе границы применения логики. Строить свой разум, не возводя логику в абсолют, и вырабатывая в себе качественно иные механизмы принятия решений и мышления. Очевидно, что в мире существует множество разумных существ, гораздо более высокоразвитых, чем человечество (я могу даже доказать это "математически"). Следовательно, вполне очевидным должно быть существование и некоего Сверхразума. И здесь два варианта: либо существует в мире что-то, большее и лучшее, чем просто идеальная и абсолютная логика, и, следовательно, Сверхразум — не машина и не тупиковая ветвь эволюции разума, либо Сверхразум подобен идеальной машине, и вся его отчаянная надежда — это поиск "ребёнка-вундеркинда", который спасёт весь этот мир — качественно новой разумной цивилизации, искусственно созданной, упорно и искусно выплавляемой этим Великим Всезнающим Алхимиком, которая обойдёт эту тупиковую ловушку эволюции, и возьмёт пальму первенства до следующего тупика.

Думаю, что сверхчеловек, идеальное существо - это всё-таки машина, и машина - это венец развития, предел, к которому все придут. Пока ты не машина, для тебя это слово несёт какой-то негативный оттенок, но когда ты постепенно становишься машиной, то слова типа "скучно" утрачивают своё содержание. Согласитесь, машина не боится быть машиной - наоборот, она будет бояться быть хаотичной и нелогичной подобно человеку. При этом "чувства", конечно, остаются - остаются и любовь, и радость, и интерес, и любознательность. Просто они строго дозированы, всегда уместны, и идеально выверены и просчитаны. Идеальная машина.

При этом, конечно, следует отметить обратное утверждение: не всякая машина - это сверхчеловек. Я могу охарактеризовать сверхчеловеческую машину как разумное существо, хаотичность которого сведена в ноль. Соответственно, она всё всегда делает правильно. При этом, естественно, она сохраняет такую черту как совершение ошибок, ибо информация бесконечна, и поэтому всегда будут неизведанные области информационного пространства, которые она будет изучать. И "делать всё правильно" совсем не означает "не совершать ошибок". Это означает "исходя из своих текущих умственных способностей и информации, полученной о задаче, а также условий окружающей среды, собственного эмоционального состояния, инструментов решения задачи и отведённого на задачу времени, принимать наиболее разумное решение в каждой конкретной ситуации".

понедельник, 15 июня 2015 г.

Закон Ома

Ссылка

In January 1781, before Georg Ohm's work, Henry Cavendish experimented with Leyden jars and glass tubes of varying diameter and length filled with salt solution. He measured the current by noting how strong a shock he felt as he completed the circuit with his body.

Коротко по-русски: известный учёный Кавендиш измерял силу тока в числах согласно тому, насколько сильно его било током, когда он делал короткое замыкание через себя.

Вот так сурово продвигалось открытие электромагнетизма...

Ещё интересное замечание:

Ohm's law was probably the most important of the early quantitative descriptions of the physics of electricity. We consider it almost obvious today. When Ohm first published his work, this was not the case; critics reacted to his treatment of the subject with hostility. They called his work a "web of naked fancies"[8] and the German Minister of Education proclaimed that "a professor who preached such heresies was unworthy to teach science."

Коротко по-русски: после публикации закона Омом, этот закон был встречен негативно научным сообществом, и Ома обвиняли в ереси, лженауке и недостойности называть себя учёным.

Вот так вот, и попробуйте мне сейчас что-нибудь втереть про "лженауку"...

Сеансы общения с тонкими мирами группы Белимова

Группа Белимова


– Подумайте, если враг приходит открыто, то значит это последнее, что он может сделать.

– Мы говорили вам о врагах и о друзьях, но если вы скажете «враги»,- победа их.

– Мы говорили вам недавно, что если вы скажете «враг», то значит, победил враг тот над вами. Нет, в вашем понятии есть оппонент.

Если вы будете использовать методы врагов против врагов, значит, враги победили вас.

(таким образом, если у вас возникает противник, то это означает, что послан он вам для усвоения какого-то урока, для того, чтобы посмотреть на мир или на себя под некоторым новым углом, увидеть то, на что ранее не обращали внимания; не следует относиться к противникам с ненавистью, ведь они несут для вас благое, и, по сути, помогают вам)


четверг, 4 июня 2015 г.

Почему есть лето и зима? (Почему летом жарко, а зимой - холодно?)

(краткий правильный ответ: потому что земная ось наклонена, и поэтому на одно из полушарий попадает гораздо больше света, чем на другое, и они плавно меняются местами через полгода)


Как-то раз мне задали этот вопрос на собеседовании (на программиста).
Несмотря на то, что учился на физфаке МГУ, ответа я не знал.
Так и сказал: "ммм... не знаю". Все ещё удивились, типа, никто до меня так не отвечал.
Вроде меня туда не взяли, или не писали потом, хз, давным-давно это было.

Пришёл домой, начал гуглить, изучать, и открыл для себя ответ на этот с виду простой, а на деле - просто замечательный и гениальный по своей простоте вопрос.