Капитализм — крайне эффективная система организации деятельности в рамках отдельной компании. Если же выйти за рамки отдельной компании, и рассмотреть капитализм в рамках планеты, то выяснится, что он крайне иррационален и неэффективен.
Сначала местный ремесленник изготавливает повозки. Изготавливает он их хорошо, талантлив как мастер, и дела идут хорошо. В селе есть ещё пара таких же мастеров, да только работу они выполняют спустя рукава, а берут за работу столько же, и всё больше крестьян начинают обращаться именно к этому мастеру. Заказы растут, мастер нанимает себе нескольких подмастерьев, открывает свою мастерскую, ставит дело на поток. Новый приток заказов требует расширяться, мастер берёт инвестиционный займ (под залог доли в этом деле) и строит свою фабрику. Нанимает рабочих, запускает конвеер, оптимизирует производство и сборку. Репутация продукции настолько хороша, что о его торговой марке уже знают во всех странах, строятся и запускаются ещё фабрики, нанимаются рабочие, все довольны. Акции выпускаются на биржу, акционеры получают дивиденды. Мастер к этому времени уже в очень преклонном возрасте, и совету директоров уже не терпится поскорее сплавить этого старичка-самодура на пенсию, и самим начать рулить делами, повышая "эффективность".
Мастер уходит на пенсию, бизнес его обезличивается, и в дело вступают расправившие крылья маркетологи и "эффективные менеджеры". Берётся курс на максимальное сокращение издержек и на максимальное увеличение прибыли. Некогда качественные кареты, ходившие целый век, которые можно было оставить в наследство детям, начинают делать из более дешёвых сплавов, руками более дешёвых рабочих в более дешёвых странах. Зачем делать что-то на века, если главная задача компании теперь не сделать самый лучший продукт в своём классе, а всего лишь получать как можно больше денег каждый год. Первоначальные идеалы и ценности уступают место банальной наживе.
Кареты теперь часто ломаются, а через 5 лет и вовсе приходят в негодность, вынуждая их владельца покупать новую, той же марки, потому что маркетологи тоже не зря едят свой хлеб с икрой, и со всех экранов и изо всех громкоговорителей ежедневно убеждают этого самого "лояльного" покупателя в том, что продукция их — самая что ни на есть лучшая, что только с помощью их продукции покупатель сможет прикоснуться к Божественному, только их продукция даст покупателю тот самый вожделенный статус и уникальный неповторимый "юзер экспириенс".
Потом кто-то из народных умельцев умудряется разобрать "проприетарную" карету, и выясняет, что внутри у неё заложено маленькое устройство, считающее количество оборотов колеса, и искусственно замедляющее вращение примерно спустя два года после покупки (секта Свидетелей Эппл, как там ваши айфоны). Но "лояльные покупатели" не слышат доводов разума, они продолжают сладко спать в зазеркалье под новые порции сказочек маркетологов, которые теперь уже стали подобны магам, и им под силу быль сделать небылицей, а небылицу — былью.
Получается, что изначальные побуждения всей этой истории были замечательными: битва за качество продукции с помощью механизма конкуренции, битва за самые низкие "рыночные цены" с помощью механизма конкуренции, дальнейшее снижение цен с помощью механизмов "массового производства" и "разделения труда", невероятным образом удешевляющих стоимость каждой отдельной единицы товара при условии наращивания объёмов производства.
И уже кажется, что вот он — новый век совершенства продукции и всеобщего изобилия, благоденствия и потребительского рая, как всё начинает медленно катиться в какую-то беспросветную антиутопию. И уже выясняется, что битва за качество продукции обернулась битвой за её некачественность, битва за самые низкие цены обернулась битвой за самые высокие. Химера капитализма растёт с каждым днём, и с каждым днём пожирает всё больше ресурсов, как общества, так и планеты. Да, у самой Химеры дела идут отлично, но весь этот пир во время чумы — он идёт за счёт всех остальных. И нет числа этим Химерам, и соревнуются они друг с другом, кто больше всех сожрёт. Экология так же катится в пропасть, психическое здоровье общества — туда же. Люди превращаются в роботов, безвольных слуг капитала, безмозглых потребителей, задача которых — пахать каждый день от рассвета до заката на эту ненасытную всепожирающую монструозную машину. Чем не картина из фильма Матрица.
Поэтому капитализм всегда нужно держать на поводке, не давая ему сорваться с цепи. В паре к нему всегда должна идти какая-то идеология, какая-то нравственность и какая-то духовность.
Сначала местный ремесленник изготавливает повозки. Изготавливает он их хорошо, талантлив как мастер, и дела идут хорошо. В селе есть ещё пара таких же мастеров, да только работу они выполняют спустя рукава, а берут за работу столько же, и всё больше крестьян начинают обращаться именно к этому мастеру. Заказы растут, мастер нанимает себе нескольких подмастерьев, открывает свою мастерскую, ставит дело на поток. Новый приток заказов требует расширяться, мастер берёт инвестиционный займ (под залог доли в этом деле) и строит свою фабрику. Нанимает рабочих, запускает конвеер, оптимизирует производство и сборку. Репутация продукции настолько хороша, что о его торговой марке уже знают во всех странах, строятся и запускаются ещё фабрики, нанимаются рабочие, все довольны. Акции выпускаются на биржу, акционеры получают дивиденды. Мастер к этому времени уже в очень преклонном возрасте, и совету директоров уже не терпится поскорее сплавить этого старичка-самодура на пенсию, и самим начать рулить делами, повышая "эффективность".
Мастер уходит на пенсию, бизнес его обезличивается, и в дело вступают расправившие крылья маркетологи и "эффективные менеджеры". Берётся курс на максимальное сокращение издержек и на максимальное увеличение прибыли. Некогда качественные кареты, ходившие целый век, которые можно было оставить в наследство детям, начинают делать из более дешёвых сплавов, руками более дешёвых рабочих в более дешёвых странах. Зачем делать что-то на века, если главная задача компании теперь не сделать самый лучший продукт в своём классе, а всего лишь получать как можно больше денег каждый год. Первоначальные идеалы и ценности уступают место банальной наживе.
Кареты теперь часто ломаются, а через 5 лет и вовсе приходят в негодность, вынуждая их владельца покупать новую, той же марки, потому что маркетологи тоже не зря едят свой хлеб с икрой, и со всех экранов и изо всех громкоговорителей ежедневно убеждают этого самого "лояльного" покупателя в том, что продукция их — самая что ни на есть лучшая, что только с помощью их продукции покупатель сможет прикоснуться к Божественному, только их продукция даст покупателю тот самый вожделенный статус и уникальный неповторимый "юзер экспириенс".
Потом кто-то из народных умельцев умудряется разобрать "проприетарную" карету, и выясняет, что внутри у неё заложено маленькое устройство, считающее количество оборотов колеса, и искусственно замедляющее вращение примерно спустя два года после покупки (секта Свидетелей Эппл, как там ваши айфоны). Но "лояльные покупатели" не слышат доводов разума, они продолжают сладко спать в зазеркалье под новые порции сказочек маркетологов, которые теперь уже стали подобны магам, и им под силу быль сделать небылицей, а небылицу — былью.
Получается, что изначальные побуждения всей этой истории были замечательными: битва за качество продукции с помощью механизма конкуренции, битва за самые низкие "рыночные цены" с помощью механизма конкуренции, дальнейшее снижение цен с помощью механизмов "массового производства" и "разделения труда", невероятным образом удешевляющих стоимость каждой отдельной единицы товара при условии наращивания объёмов производства.
И уже кажется, что вот он — новый век совершенства продукции и всеобщего изобилия, благоденствия и потребительского рая, как всё начинает медленно катиться в какую-то беспросветную антиутопию. И уже выясняется, что битва за качество продукции обернулась битвой за её некачественность, битва за самые низкие цены обернулась битвой за самые высокие. Химера капитализма растёт с каждым днём, и с каждым днём пожирает всё больше ресурсов, как общества, так и планеты. Да, у самой Химеры дела идут отлично, но весь этот пир во время чумы — он идёт за счёт всех остальных. И нет числа этим Химерам, и соревнуются они друг с другом, кто больше всех сожрёт. Экология так же катится в пропасть, психическое здоровье общества — туда же. Люди превращаются в роботов, безвольных слуг капитала, безмозглых потребителей, задача которых — пахать каждый день от рассвета до заката на эту ненасытную всепожирающую монструозную машину. Чем не картина из фильма Матрица.
Поэтому капитализм всегда нужно держать на поводке, не давая ему сорваться с цепи. В паре к нему всегда должна идти какая-то идеология, какая-то нравственность и какая-то духовность.