"Понять, как проявляется принцип бытия применительно к знанию, нам помогут глубокие высказывания на этот счет таких мыслителей, как Будда, иудейские пророки, Иисус, Майстер Экхарт, Зигмунд Фрейд и Карл Маркс. По их мнению, знание начинается с осознания обманчивости наших обычных чувственных восприятий в том смысле, что наше представление о физической реальности не соответствует "истинной реальности" и, главным образом, в том смысле, что большинство людей живут как бы в полусне, пребывая в неведении относительно того, что большая часть всего, что они почитают за истину или считают самоочевидным, всего лишь иллюзия, порожденная суггестивным воздействием социальной среды, в которой они живут."
Именно это я пытался один раз доказать окружающим людям - что их напыщенность и снобизм в стиле "Я всё знаю", "Это все знают", "Это очевидно", "А вы в школе это не проходили?", "Мои убеждения основаны на достоверных фактах", и тому подобное, множество их - не более чем собственноручно состряпанная иллюзия всезнания.
Это чистой воды психологическая защита: человек сам создал себе иллюзию, с которой ему комфортно жить в этом хаотичном и изменчивом мире, и сам же в неё фанатично верит.
Винить людей в этом бессмысленно - я их не виню в их фанатичном сумеречном сомнамбулизме.
Не каждому даны силы выйти за рамки среднестатистического мировосприятия.
Ещё один из вопросов, которого я иногда касаюсь вскользь в обсуждениях с другими людьми - это "свобода выбора".
Люди, убеждённые в собственной "грамотности" и "компетентности" всегда уверены и в том, что "свобода выбора" существует, и будто бы они сами выбирают, как думать, как относиться, что любить и что не любить, чем заниматься, как поступать, и т.п..
И им также бесполезно доказывать, что никакой "свободы выбора" не существует, и что всё, что в них есть - заложено в них в прямом смысле слова их окружающей средой, и фактически в них самих их самих нету, и нету в них самих почти ничего их собственного.
Опять же, это не их вина, ибо далеко не каждому человеку даны силы и способности выйти за рамки среднестатистической детерминистской биомашины.
На эту тему есть ещё один типичный "фокус из рукава": все люди, которым во время гипнотического внушения предлагалось сделать что-либо, после пробуждения будут совершать все эти действия, совершенно не осознавая, что они делают не то, что им хочется, а следуют соответствующим приказаниям, данным им ранее гипнотизером.
Иисус пытался, кстати, всех образумить и донести до всех истину.
Итог известен, получилось как обычно.
Такова природа человечества.
Но это отнюдь не означает, будто бы его старания были напрасными.
Вовсе нет!
Конечно, современная религия, подобно "испорченному телефону", лишь частично донесла смысл его учения, по пути изменив его так, чтобы религию сделать средством получения власти над людьми.
Но тем не менее, хорошие и мудрые мысли были пронесены сквозь тысячелетия, и очень сильно изменили судьбу человечества.
Далее, по тексту:
"Таким образом, подлинное знание начинается с разрушения иллюзий, с разочарования [Enttauschung]."
Другими словами, "меньше знаешь - крепче спишь", "много будешь знать - скоро состаришься", "многие знания рождают многие печали", и т.п.
"Знать -- значит проникнуть за поверхность явления до самых его корней, а следовательно, и причин; знать -- значит "видеть" действительность такой, какова она есть, без всяких прикрас. Знать не означает владеть истиной; это значит проникнуть за поверхность явлений и, сохраняя критическую позицию, стремиться активно приближаться к истине.
Эта способность творческого проникновения в глубь вещей отражена в древнееврейском слове jadoa, что означает познать и любить полно и глубоко. Будда, Просветленный, призывает людей пробудиться и освободиться от иллюзорного представления, будто обладание вещами ведет к счастью. Иудейские пророки призывают людей пробудиться от сна и осознать, что идолы, которым они поклоняются, являются их собственными творениями, что они иллюзорны. Иисус говорит: "Истина сделает вас свободными!" Майстер Экхарт неоднократно раскрывает свою концепцию знания. Рассуждая о боге, он говорит: "Знание -- это не какая-то определенная мысль; оно стремится, скорее, сорвать [все покровы] и бескорыстно и в наготе своей устремляется к Богу, пока не достигнет и не постигнет его" [Blakney, с. 243]. ("Нагота" и "нагой" -- излюбленные слова Майстера Экхарта, так же как и его современника, безымянного автора "Облака неведения".) Согласно Марксу, человек должен уничтожить иллюзии, чтобы создать такие условия, при которых иллюзии станут ненужными. Фрейдовская концепция самопознания основана на идее разрушения иллюзий ("рационализаций") в целях осознания неосознаваемой реальности. (Фрейда, последнего из философов-просветителей, можно назвать революционным мыслителем -- в смысле философии Просвещения XVIII, а не XX века.)
Всех этих мыслителей волновал вопрос спасения человечества; все они подвергали критике принятые обществом стереотипы мышления. Для них цель знания -- не достоверность "абсолютной истины", с которой человек чувствует себя в безопасности, а процесс самоутверждения человеческого разума. Незнание для тех, кто знает, равносильно знанию, поскольку и то, и другое является частью процесса познания, хотя незнание в этом случае не тождественно невежеству бездумных."
Именно это я пытался один раз доказать окружающим людям - что их напыщенность и снобизм в стиле "Я всё знаю", "Это все знают", "Это очевидно", "А вы в школе это не проходили?", "Мои убеждения основаны на достоверных фактах", и тому подобное, множество их - не более чем собственноручно состряпанная иллюзия всезнания.
Это чистой воды психологическая защита: человек сам создал себе иллюзию, с которой ему комфортно жить в этом хаотичном и изменчивом мире, и сам же в неё фанатично верит.
Винить людей в этом бессмысленно - я их не виню в их фанатичном сумеречном сомнамбулизме.
Не каждому даны силы выйти за рамки среднестатистического мировосприятия.
Ещё один из вопросов, которого я иногда касаюсь вскользь в обсуждениях с другими людьми - это "свобода выбора".
Люди, убеждённые в собственной "грамотности" и "компетентности" всегда уверены и в том, что "свобода выбора" существует, и будто бы они сами выбирают, как думать, как относиться, что любить и что не любить, чем заниматься, как поступать, и т.п..
И им также бесполезно доказывать, что никакой "свободы выбора" не существует, и что всё, что в них есть - заложено в них в прямом смысле слова их окружающей средой, и фактически в них самих их самих нету, и нету в них самих почти ничего их собственного.
Опять же, это не их вина, ибо далеко не каждому человеку даны силы и способности выйти за рамки среднестатистической детерминистской биомашины.
На эту тему есть ещё один типичный "фокус из рукава": все люди, которым во время гипнотического внушения предлагалось сделать что-либо, после пробуждения будут совершать все эти действия, совершенно не осознавая, что они делают не то, что им хочется, а следуют соответствующим приказаниям, данным им ранее гипнотизером.
Иисус пытался, кстати, всех образумить и донести до всех истину.
Итог известен, получилось как обычно.
Такова природа человечества.
Но это отнюдь не означает, будто бы его старания были напрасными.
Вовсе нет!
Конечно, современная религия, подобно "испорченному телефону", лишь частично донесла смысл его учения, по пути изменив его так, чтобы религию сделать средством получения власти над людьми.
Но тем не менее, хорошие и мудрые мысли были пронесены сквозь тысячелетия, и очень сильно изменили судьбу человечества.
Далее, по тексту:
"Таким образом, подлинное знание начинается с разрушения иллюзий, с разочарования [Enttauschung]."
Другими словами, "меньше знаешь - крепче спишь", "много будешь знать - скоро состаришься", "многие знания рождают многие печали", и т.п.
"Знать -- значит проникнуть за поверхность явления до самых его корней, а следовательно, и причин; знать -- значит "видеть" действительность такой, какова она есть, без всяких прикрас. Знать не означает владеть истиной; это значит проникнуть за поверхность явлений и, сохраняя критическую позицию, стремиться активно приближаться к истине.
Эта способность творческого проникновения в глубь вещей отражена в древнееврейском слове jadoa, что означает познать и любить полно и глубоко. Будда, Просветленный, призывает людей пробудиться и освободиться от иллюзорного представления, будто обладание вещами ведет к счастью. Иудейские пророки призывают людей пробудиться от сна и осознать, что идолы, которым они поклоняются, являются их собственными творениями, что они иллюзорны. Иисус говорит: "Истина сделает вас свободными!" Майстер Экхарт неоднократно раскрывает свою концепцию знания. Рассуждая о боге, он говорит: "Знание -- это не какая-то определенная мысль; оно стремится, скорее, сорвать [все покровы] и бескорыстно и в наготе своей устремляется к Богу, пока не достигнет и не постигнет его" [Blakney, с. 243]. ("Нагота" и "нагой" -- излюбленные слова Майстера Экхарта, так же как и его современника, безымянного автора "Облака неведения".) Согласно Марксу, человек должен уничтожить иллюзии, чтобы создать такие условия, при которых иллюзии станут ненужными. Фрейдовская концепция самопознания основана на идее разрушения иллюзий ("рационализаций") в целях осознания неосознаваемой реальности. (Фрейда, последнего из философов-просветителей, можно назвать революционным мыслителем -- в смысле философии Просвещения XVIII, а не XX века.)
Всех этих мыслителей волновал вопрос спасения человечества; все они подвергали критике принятые обществом стереотипы мышления. Для них цель знания -- не достоверность "абсолютной истины", с которой человек чувствует себя в безопасности, а процесс самоутверждения человеческого разума. Незнание для тех, кто знает, равносильно знанию, поскольку и то, и другое является частью процесса познания, хотя незнание в этом случае не тождественно невежеству бездумных."
Комментариев нет:
Отправить комментарий