пятница, 22 ноября 2019 г.

Логика

Удивительно, насколько всё в нашей жизни нелогично.
Люди — удивительно нелогичные существа.
Каждый пытается убедить себя в том, что уж он-то всегда старается поступать правильно и рассудительно.
Видим, насколько нелогичны окружающие в своих действиях, смеёмся над ними, но не замечаем «бревна в собственном глазу».
Удивительно устроен человеческий мозг, очень изощрён в искусстве постоянного обманывания себя.
Нет на Земле ни одного логичного человека: все нелогичны.
И вы (и я) — не исключение, а скорее подтверждение данного правила.
Наши действия случайны и непоследовательны, в наших поступках нет никакой логики.
Захотел — сделал так, не захотел — сделал сяк, не захотел ничего — ничего не сделал и проигнорировал, почувствовал психологический дискомфорт — сделал всё наоборот, «назло» другим и самому себе.
Логическое мышление — это энергетически очень затратный процесс: нужно напрягать мозг, а он этого делать очень не любит (точно так же, как мышцы не любят, когда их «качают»). Своим мышлением мы можем выбрать и проследить лишь какую-то одну короткую схематичную поведенческую линию, в то время как миллионы всех остальных поведенческих линий каждый день воспроизводятся нами совершенно неосознанно, «на автомате», без какого-либо участия «мозга».
Спасают нас только примитивные биологические программы, вшитые в древние слои мозга: есть, размножаться, доминировать, повторять, развлекаться.
Больше ничего особо и нет.
Любой кажущийся «прогресс» «цивилизации» — это либо желание повкуснее жрать, либо желание получше трахаться, либо вечно зудящее желание задоминировать над окружающими, либо «просто интересно» что-то делать (например, обсчитывать и строить космические ракеты).
«Повторение» — это то, чем мы заняты, наверное, 99.9999% своей жизни: сначала повторяя что-то за окружающими, а впоследствии уже повторяя это «по привычке», без какого-либо участия «мозга».
«Просто интересно» — это особая категория: это некое иррациональное желание заниматься некоторым видом деятельности, возникшее случайно, только лишь для того, чтобы посмотреть: а вдруг из этого можно будет извлечь не очевидную выгоду в долгосрочной перспективе. Это механизм приспособления популяции к условиям окружающей среды — обеспечение «разнообразия» членов популяции. Природа таким образом ставит на нас никогда не прекращающийся эксперимент, подобно древнему алхимику: смешаю немного этого и немного того, ещё добавлю чуть-чуть вот этого, дам настояться, и потом проверю — вдруг получится золото.

понедельник, 9 сентября 2019 г.

Потребители и производители контента

Я делю всех людей на две категории: потребители и производители контента. На мой взгляд, это одна из самых важных характеристик человека.

Посмотрим инстаграм типичного современного «хипстера» любого пола. Что мы там увидим? Обычно это стандартный набор из любительско-художественных фотографий из поездок за границу, походов в изысканные рестораны, модных «луков» в модных шмотках, отчётов с концертов, обсуждений актуальных телесериалов, и т.п.. За всем этим пафосом и налётом элитарности я вижу только одно: кричащую надпись «ПОТРЕБЛЕНИЕ» во весь экран.

Потребление в современном обществе возведено в статус культа. Есть даже особое словосочетание для обозначения высшей степени «успеха» в современном обществе: «статусное потребление». Не спорю, такая гонка вечной ненасытности — отличный двигатель для экономики, которая, в свою очередь, тянет за собой научно-технический прогресс. Но эта же парадигма и формирует разделение современного человечества на старые-добрые классы господ и рабов.

Если человек не является производителем чего угодно в современном мире, то он не может считаться господином. Скорее, он может считаться рабом, пусть даже и в золотом дизайнерском ошейнике: сколько бы миллионов долларов ни лежало на его банковском счету, в каком бы роскошном особняке он ни жил — всё равно он будет статусом ниже любого сколь угодно малого «производителя». «Производить» можно что угодно в каких угодно формах: вещать свои идеи на некоторую аудиторию, писать литературные произведения, рисовать картины, писать музыку, танцевать, конструировать инженерные системы, строить сооружения, учить кого-то чему-то, участвовать в политических движениях или заниматься волонтёрством, и так далее.

При этом никто не запрещает потреблять. Более того, в современном мире не потреблять становится всё более невозможным: кто отказывается потреблять, тот быстро оказывается на обочине цивилизации. Но то малое дело, которым вы занимаетесь, то небольшое «хобби» — будет той спасительной соломинкой, которая не даст утонуть утопающему в этом водовороте информации и контента, не даст быть смытым этим потоком в сточную канаву водорослей-потребителей. Занимайтесь, интересуйтесь, ставьте себе вызовы, придумывайте себе задачи, решайте их, стройте и разрушайте — только так можно сохранить свой рассудок и не впасть в сладкий сон забвения.

суббота, 23 февраля 2019 г.

"Высшее образование"

Современное "высшее образование" превратилось в "культ Карго" во времена позднего Советского Союза.
Если в Империи "высшее образование" получала лишь малая часть населения — аристократия и её обслуга — то в Советском Союзе было провозглашено "равенство и братство" (утопичное по своей сути и не достижимое на текущем уровне развития человечества), всеобщее "высшее образование" стало доступным любому желающему.
Казалось бы — замечательно: теперь в Стране будет гораздо больше учёных и изобретателей, и зашагаем мы семимильными шагами в светлое коммунистическое будущее.
Но, как это обычно бывает, практика оказалась гораздо прозаичнее теории — диплом о "высшем образовании" в итоге выродился в "культ Карго", в "блат", в ритуал, в победу формы над содержанием.
Обладание заветной книжечкой (особенно красной) стало такой же вожделенной "цацкой" для плебеев, как кольцо в носу для какого-нибудь древнего аборигена, или как "Бентли" для его современного собрата.
Современный "диплом о высшем образовании" обесценился, и свою ценность он восстановит тогда, когда количество ВУЗов по стране сократят, и поднимут качество обучения в них (как качество преподавания так и требования к "оценке успеваемости").
Большинству людей, как мы можем видеть в современном обществе, "высшее образование" совершенно ни к чему.
И это не потому, что "коварные масоны" хотят всех поработить под эгидой Единого Мирового Правительства — вовсе нет.
Просто мечты об обществе, в котором каждый тянется к развитию, а не к деградации — это пока ещё очень далёкая утопия, как бы к этому ни относились идеалисты и романтики.
Мечтать о коммунизме — да пожалуйста, сколько угодно.
Строить коммунизм — пробовали, пока ещё слишком рано.
Среднестатистическому человеку вполне достаточно работать на какой-то своей привычной работке "от звонка до звонка", делать что-то для общества, получать взамен два раза в месяц зарплату "на карточку", по выходным ездить в Икею и раз в год менять Айфон. И больше им особо-то ничего и не требуется.
А те, кому требуется, у кого "глаза горят" — добро пожаловать в Университеты.

Школы нужно будет разделить на "начальные" трёхклассовые, где будут учить детей читать, писать, считать, а также тому, как вести себя в обществе, и на "средние специализированные", куда дети будут поступать по экзамену и исключительно добровольно.
Кому-то будет достаточно и трёх классов начального образования (курьеры, уборщики, продавцы, водители, и т.п.). Все остальные будут делиться на тех, кому будет достаточно "средне-специального образования" (сантехники, электрики, строители, чиновники, медсёстры, полицейские, земледельцы, и т.п.), и на тех, кто тянется к "высокому" и будет поступать в университеты.
Всё это, разумеется, будет бесплатным.
Для поступления в "среднюю специальную" школу, судя по всему, достаточно будет простого тестирования, поскольку мест таких будет много, и на всех хватит, а поток поступающих будет огромен, и проверять каждого было бы слишком сложно.
Для поступления в университеты будет использоваться только подробный экзамен. Например, предъявление некоего выполненного проекта по теме основной дисциплины, своего рода "дипломная работа" на основе самообразования. Также, можно принимать во внимание какую-нибудь "характеристику" из "средней специальной" школы.

Попутно можно развенчать ещё один миф — о том, что "высшее образование" делает из глупого человека умного.
Это типичный случай выстраивания ошибочной причинно-следственной связи.
Так же, как и школы, университеты — не делают из глупых людей умных людей.
Это просто фильтры, позволяющие отбирать интеллектуально "одарённых" людей из всей популяции.
Большие нагрузки и драконовские экзамены — вовсе не для того, чтобы кого-то чему-то научить. Это просто фильтр, отбирающий ту верхушку "молодого поколения", которой верхушка "старого поколения" сможет со спокойной совестью передать свои "серьёзные" дела, не боясь, что они всё поломают. Это просто фильтр, отбирающий тех людей, кому не страшно доверить управление страной, строительство многоэтажного дома, проектирование пассажирского самолёта, к кому не страшно будет в случае чего лечь на операционный стол.
Социалисты по своей романтичной наивности совсем не так поняли принцип работы всей этой системы. Реальность, как я всё время повторяю, оказалась гораздо прозаичнее.
В этом плане, кстати, обосновывается рациональность (и практическая эффективность) введения всеобщего бесплатного "начального образования" — стране нужен фильтр, отбирающий самых способных в нужных экономике и обществу областях.
Вовсе не из-за какой-то "филантропии" и всеобщей эйфории любви к ближнему, а просто из рационального математического расчёта.
И введение всеобщего бесплатного "начального образования" вовсе не означает взятие курса на социализм — все остальные блага, такие как медицина, общественный транспорт, жильё, и прочее — вполне себе остаются платными.
Просто бесплатные школы и университеты, в отличие от прочих "бесплатных" благ (мы-то знаем, что не существует ничего бесплатного, и всё оплачено кем-то) — в интересах каждого человека, каким бы закоренелым индивидуалистом он ни был. Просто потому что в интересах каждого человека, каким бы закоренелым индивидуалистом он ни был, чтобы его страной управляли компетентные люди, чтобы его лечили квалифицированные врачи, чтобы самолёты не падали и поезда не сходили с рельсов.
Так что, даёшь всеобщие бесплатные школы и элитарные бесплатные университеты.
Как в Империи, только без унижений сословного общества, без цензуры и самодурства монархов, без насильственной религиозности, и может быть тогда заживём "как в Европе" (старый фетиш, уже не актуальный ввиду заката Европы и расцвета Юго-Восточной Азии), вместо того, чтобы круглосуточно "сраться" друг с другом в интернетах и в реальной жизни.

среда, 30 января 2019 г.

Сумасшедшая экономика

Современная экономика чем дальше, тем больше похожа на сумасшедший дом.
Производимых материальных благ стало настолько много, что основной акцент сместился уже даже не в область услуг, а в область развлечений.
Правители в открытую признаются, что их главная задача — "выращивать квалифицированного потребителя".
А что, удобно: этакий минотавр, слепленный из двух частей — умного "квалифицированного" рабочего и тупого ленивого "потребителя".
По будням этот "квалифицированный потребитель" пусть исправно работает с 9 до 18, чтобы фабрики и заводы выпускали качественную продукцию для верхушки общественной пирамиды, а по выходным пусть тупеет и, не в силах противостоять "потребительскому зуду", круглосуточно подогреваемому математически просчитанной рекламой, лезущей изо всех щелей, пусть бежит тратить всю полученную зарплату на всевозможные свистелки и фантики, чтобы новую неделю он снова начинал, как в дне сурка, с пустыми карманами, а ещё лучше — с долгами: так у него "мотивации" работать будет больше.
Прямо как в сказке про "вершки и корешки".
Образцовый "квалифицированный потребитель" должен быть "квалифицированным" только в какой-то своей узкой профессиональной области, и не должен смотреть за её пределы: ему противопоказаны логика, философия, психология, история, и прочие "ненужные" знания, от которых он может начать задумываться о чём-то за пределами своего каждодневного хомячьего колеса "дом-автомобиль-работа-торговый-центр-автомобиль-дом", и может начать задавать себе и окружающим различные неудобные вопросы, портящие идиллическую картину этого "прекрасного нового мира".
"Зарабатывай и Трать" — вот девиз нового общества. А что, хозяевам удобно: сами напечатали цветных бумажек, раздали их своим рабам за работу, а довольные рабы их сразу обратно возвращают, обменявшись ими друг с другом. Гениальная схема, что тут скажешь.
Как побочный эффект подобного изобилия: на всей этой потребительской пирамиде буйным цветом вырос нарост паразитов — всевозможных "коучей мотивации и личностного роста", "стартаперов", "блоггеров", "стримеров" и прочих анаэробных бактерий.
А что, еды — завались, одежды — тоже, рабочему народу необходимо постоянно на что-то тратить свои деньги, даже если всё, что можно, уже куплено — ведь они так воспитаны, и не представляют, как можно по-другому. Поэтому вполне успешны сегодня авантюристы всех мастей, впаривающие пустышки в красивой обёртке, рассказывающие сказки (вплоть до полётов на Марс), продающие иллюзию мечты.
Чем дальше всё это движется, тем больше похоже на сумасшедший дом и зоопарк.

пятница, 18 января 2019 г.

Глупые ленивые агрессивные обезьяны

Что такое "человек"?
На мой взгляд — самое обычное животное.
Глупая ленивая агрессивная обезьяна, вокруг которой наросли какие-то "странные" слои разумности.
А ещё у этой обезьяны зачем-то появилась "совесть": необходимость действовать "правильно" и мучения в случае "неправильных" с точки зрения "морали" действий.
Вполне вероятно, "совесть" возникла в ходе эволюции, поскольку человек — животное "социальное".
Так вот, эта обезьяна оказывается постоянно "между молотом и наковальней": с одной стороны у неё постоянно "чешется" быть крайней эгоисткой, думать только о себе, обманывать и воровать, отбирать и гнобить остальных; с другой стороны, она постоянно мучается, если сделала что-то "неправильно" с точки зрения "морали".
А ведь "мораль" напрямую противоречит первобытным инстинктам.
Но без неё никак — самыми успешными оказались обезьяны с "моралью".
Вот и мечется эта обезьяна всю жизнь, вертится, "как уж на сковородке", левой рукой творя всякое непотребство, воруя, унижая, обманывая, а правой рукой — пытаясь обдурить свою "совесть", придумывая себе все мыслимые и немыслимые оправдания.
Живёт и страдает.
Но продолжает жить — куда деваться.
И живём мы, таким образом, вовсе не в разумном обществе, а в каком-то урбанистическом зоопарке.
И это похоже на издевательство.

Смысл Жизни

Главный экзистенциальный вопрос жизни каждого человека — это, безусловно, старый-добрый "В чём смысл жизни?".
Если принять истину о том, что человек — это воплощение души в материальном теле, то можно доказать, что смысл жизни-таки существует.
Для чего душа воплощается в материальном мире?
Для того, чтобы наработать "опыт".
Под "опытом" подразумеваются эмоции и переживания, связанные с повседневными (и не очень) ситуациями человеческой жизни.
Душа — создание идеальное по своей сути, намеренно помещаемое в тело животного, руководимого примитивными инстинктами.
Смысл такого на первый взгляд нелогичного действия — создание напряжения на основе постоянной борьбы противоположностей. Получается своего рода "вечный двигатель", вырабатывающий эмоции и переживания, и приводящий в движение биомашину под названием "человек".
Душа, будучи созданием идеальным по своей сути, стремится условно "вверх" (вне зависимости от "конструктивной" или "деструктивной" направленности), в то время как грубый и тяжёлый материальный мир, равно как и человеческое тело со своими примитивными животными инстинктами — постоянно тянут её "вниз".
Можно сравнить это с пловцом, закинутым в безграничный бассейн, у которого есть лишь два выбора: страдать и плыть, просто чтобы оставаться в живых, или впасть в уныние и умереть, потонув в этом бескрайнем хтоническом океане.
Человек, впадая в уныние, апатию или лень, и опуская руки, начинает опускаться на "дно".
Подобно любой физической патологии, первое время это допустимо, но непрерывное и продолжительное падение в конце концов приводит к "необратимым изменениям", чем далее, тем более снижающим вероятность повторного всплытия со "дна".
В конце концов после долгого и упорного падения душу "развоплощают", поскольку нет смысла держать её в подобном бесполезном бездеятельном состоянии.
И здесь я употребил словосочетание "нет смысла", а, значит, должен теперь "ответить" за употребление понятия "смысл".
Действительно, если принять истину о том, что опыт борьбы души в человеческом воплощении — ценен, то воплощение души в человеческом теле обретает смысл.
Можно спросить: "А в чём смысл и ценность подобного опыта?".
Если предположить, что всё живое (в том числе душа) возникло "из ничего", то логично предположить, что подобная разумная форма жизни так же мучается и страдает в поисках своего собственного смысла жизни.
Каким образом можно найти ответ на вопрос, если ты не знаешь этого ответа, и если нет того, кто вообще мог бы это знать?
Остаётся надеяться лишь на самого себя: взять в руки лопату, и, стиснув зубы, остервенело копать, пока не кончится земля.
И надеяться на то, что когда-нибудь что-нибудь откопаешь: в данном случае, вероятно, надежды возлагаются на то, что условная "Вселенная" (как совокупность всего живого), представляющая собой гигантский "коллективный разум", в конце концов испытает тот самый "переход количества в качество", что ознаменуется нахождением и осознанием того самого смысла, или, на крайний случай, осознанием бессмысленности самого вопроса о смысле, на чём всем можно будет успокоиться и слиться обратно в первичное первородное ничто, которое после этого снова "взорвётся" уже новыми красками, создав новые формы жизни, озадачив их тем же самым экзистенциальным вопросом.

понедельник, 7 января 2019 г.

Красота и Симметрия

Эволюция за миллиарды лет существования жизни на Земле выработала множество гениально-хитрых механизмов отбора.
Одним из таких механизмов является симметрия живого существа.
Сама по себе симметрия является просто естественным следствием законов этого мира (физика, математика, топология).
Однако симметрия также привязана к понятию о "красоте".
Здесь, на мой взгляд, всё получилось по привычному для эволюции сценарию: если какую-то уже существующую вещь можно приспособить для чего-то ещё — она будет приспособлена для этого.
Так получилось и с симметрией: возникнув в качестве побочного следствия, она была обращена в остроумный инструмент естественного отбора — любая патология, по определению, нарушает симметрию, а, значит, основывая привлекательность (в том числе сексуальную) на понятии о "красоте", а понятие о "красоте" — в том числе на симметрии, можно более успешно отбирать особей, ускоряя тем самым процесс эволюции.