Не так давно никто из нас не знал, что такое "хипстер". В недалёком 2007-ом, несмотря на "тучность" лет и улучшающуюся социальную обстановку в стране, всё ещё популярна была субкультура эмо, согласно которой подростки смирялись с тем депрессивным взглядом на мир, что жизнь - это тлен и страдание.
В недавние годы я замечаю среди молодёжи повальное неформальное движение, чем-то напоминающее движение хиппи в прошлом веке. Даже самым модным сейчас считается человек, который всё делает "по-хипстерски" - с закосом под всё те же наивно-романтичные времена прошлого века.
Я никогда не понимал их забавы и сборища. Веселиться, быть энергичными и позитивными, собираться вместе в кафе, гулять по городу, ходить на артхаусные концерты, читать артхаусные книжки, кататься на самокатах, фотографировать себя, своих друзей, свою еду и своё времяпровождение 24/7, путешествовать по разным интересным странам.
Для меня это слишком ветреное поведение. Я не стану говорить, что жизнь прекрасна, потому что я не являюсь центром мироздания, и если я счастлив в данный момент времени, то это не означает, что где-то в этот момент времени не голодают дети, не погибают люди, и не работают на заводах за пару долларов в день безо всяких перспектив на улучшение жизни. Я не могу так много ничего не делать, потому что в жизни есть бесконечное количество задач, ждущих своего решения. Можно и нужно отдыхать, если ты устал и нет настроения, но когда ты полон сил и энергии, счастлив, и продолжаешь жадно и яростно веселиться - это какой-то абсурд.
Даже классические люди "общества потребления", которых многие критикуют за "одноклеточность" мозга, не так безмятежны: они хладнокровно работают свои честные пять дней в неделю, а на выходных занимаются закупкой всего необходимого, решением каких-то бытовых проблем, будь то ремонт жилища или престарелые родственники, дача или ещё 100500 дел, которые всегда найдутся (не говоря уже о детях, которые - совсем другая песня; субкультура "чайлдфри" уже спешит на помощь героям сегодняшней статьи).
Можно списать подобную "повесность" на молодость, игру гормонов. Но многим из них уже далеко за 20, они уже выпустились из своих университетов.
Кто-то может сказать, что это то самое "инфантильное поколение", но и здесь я не соглашусь - нормальные люди в плане интеллекта, и даже, я бы сказал, очень заметно интеллектуально-продвинутые на остальном фоне.
В чём могут быть корни их сверхпозитивного мировоззрения? Я полагаю, что это просто неформальный религиозный культ. По сути, любое "движение" всегда является им: и эмо, и хиппи, и яппи, и байкеры, и гринпис, и всевозможные "дауншифтеры" и экопоселенцы. В чём смысл религиозного культа счастливой молодёжи? Очевидно, в счастливой и безмятежной жизни.
Вы когда-нибудь задумывались, почему на религиозных праздниках принято устраивать на обеденных столах изобилие, которого человек не может себе позволить в обычной жизни? Юбилеи, Свадьбы, Новый год и Рождество, День Благодарения в США: все эти праздники буквально представляют собой один огромный стол с едой, а основной задачей празднующих является подготовить этот стол к определённому моменту времени, после чего съесть с него столько, сколько каждый физически сможет.
Если ответ вам ещё не очевиден, то в качестве подсказки можно даже привести распространённую шутливую поговорку, очевидно сохранившуюся с более суеверных времён: "как новый год встретишь, так его и проведёшь".
Смысл подобных пиршеств заключается в том, что люди на заданный промежуток времени впадают в коллективный морок, искренне пытаясь убедить себя (в первую очередь) и всех остальных в том, что это и есть их реальная жизнь, и чем искренне они в это будут верить, тем больше вероятность, что это сбудется. И такое убеждение возникло не на пустом месте: действительно, оно имеет под собою разумную эмпирическую основу. Но, тем не менее, я считаю, что это уже скорее извращение некогда правильной идеи. То же самое, как у африканских вождей до недавнего времени (а может быть и до сих пор) было принято, скажем, съесть сердце невероятно сильного и ловкого воина, чтобы самому стать таким же сильным и ловким.
Если вы ещё не знаете, что такое "культ Карго", то вы можете прочесть об этом в интернете. Здесь, я считаю, мы имеем ту же самую ситуацию: причина и следствие перепутаны местами, и все коллективно уверены в том, что если достаточно правдоподобно воплотить в жизнь все основные внешние признаки какого-либо явления, то само это явление тоже материализуется в вашей реальности, если вы сами в это достаточно сильно поверите. Своего рода, осознанный добровольный морок. На своём лексиконе, я бы назвал это добровольной упоротостью.
Откуда это странное качество в человеке, который мнит себя невероятно разумным, царём природы, и даже умеет пользоваться логикой? Всё очень просто: каждому новорождённому (будь то человек или животное) миллионами лет эволюции в подкорку вшит основополагающий принцип выживания: повторяй за теми, кто выживает, и выживешь сам. Все ранние годы жизни ребёнка - это чисто копирование, буквально живой ксерокс. Ребёнок копирует всё до мелочей, всю внешнюю атрибутику, не проникая в суть, и не разделяя на важное и неважное, на плохое и хорошее.
Молодёжь, очевидно, насмотревшись, начитавшись и наслушавшись популярной медиа-продукции о весёлой и безмятежной жизни западной молодёжи, тоже хочет так жить, ведь они "ничем не хуже", такие же люди - вот они и копируют себе всю атрибутику этой сказочной счастливой и успешной молодой цивилизованной жизни: одежда, язык, образ мышления, личные и коллективные ритуалы. С одной стороны, здесь есть рациональное зерно: только лишь человек, обладающий позитивным вектором мышления, может вывести свою жизнь в позитивное русло. С другой стороны, они стремятся к тому образу жизни, который изначально вымышлен, является виртуальным, и недостижим в реальной жизни: всё имеет свою цену, этого основополагающего правила никто не отменял, и если хочешь что-то получить, то тебе придётся либо заплатить за это эквивалентным трудом, либо заставить кого-то сделать всю работу за себя, заплатив таким образом своей душой; в современной западной цивилизации почти всегда выбирается второй путь, и реальность, в отличие от сказки, обычно имеет очень прозаичный итог.
-----------------------
Можно ещё, наверное, вставить здесь цитату из Эриха Фромма:
"Трудно слушать себя и потому еще, что это умение требует способности, редкой в современном человеке, способности оставаться наедине с самим собой. Нам страшно оставаться наедине с собой; мы предпочитаем одиночеству даже самое примитивное, а порой и неприятное общество, времяпрепровождение самое пустое, ибо перспектива остаться наедине с собой нас пугает. Неужели это потому, что чувствуем, что мы сами для себя неподходящая компания? Я думаю, страх остаться наедине с самим собой обязан скорее чувству замешательства, растерянности, граничащему с ужасом увидеть в столь хорошо знакомом человеке незнакомца; нам страшно — и мы бежим от самих себя. Тем самым мы упускаем возможность слышать себя и продолжаем оставаться глухими к голосу своей совести."